Учебный центр Dragon Capital.
Ваш капитал привыкнет к росту

Какие проблемы в экономике предстоит решить правительству в 2013 году

 
 
 
На лекции в KSE главный экономист Dragon Capital Елена Белан рассказала об основных структурных особенностях украинской экономики и о трех сценариях экономической политики Кабмина на этот год.
 
 
 
 
Структурный «багаж»
 
Первое, что нужно знать об экономике, это ее структуру. Я выделяю четыре структурные черты украинской экономики, которые сильнее всего влияют на ее развитие.
 
Первая. Украинская экономика очень открыта с точки зрения внешней торговли. Внешний товарооборот Украины превышает ВВП страны, это значит, что мы достаточно сильно интегрированы в мировую торговлю и зависимы от нее.
 
Вторая. Украина сильно зависит от сырьевых рынков. Сырьевые товары (commodities), в первую очередь, сталь, занимают более половины всего экспорта страны. Что касается импорта, то среди всех наших соседей разве что Белоруссия опережает нас по доле сырья в структуре импорта. Большую часть импорта Украины занимают энергетические товары.
 
Третья – энергетические материалы, которые мы закупаем по высоким ценам, используются недостаточно бережно. В сравнении со своими географическими соседями Украина находится на последнем месте по энергоэффективности. Из 1 кг условного топлива наша страна производит товаров и услуг всего на $2,3. Для сравнения, в богатой нефтью и газом России этот показатель составляет $3,0, а в Чехии – $5,5.
 
И последняя – инвестиционный климат, которым мы также не можем похвастаться. Во многих рейтингах инвестиционной привлекательности, составляемых международными организациями, Украина находится во второй сотне стран. В рейтинге Doing Business Украина находится на 137-м месте, а рейтинге восприятия коррупции на 144-м, а в рейтинге экономических свобод – на 161-м. Наилучшая позиция у нас в рейтинге глобальной конкурентоспособности – 77-е место. Этим мы обязаны достаточно хорошей ресурсной базе.
 
Изменить эти структурные характеристики экономики в краткие сроки мы не можем. Это наш «багаж», с которым стране предстоит развиваться ближайшее время.
 
2012-й – год рекордов
 
В 2013 год экономика входит со слабеющим экономическим ростом. Динамика украинского ВВП не такая слабая, как в некоторых страны Центральной и Восточной Европы, например, в Польше и Венгрии, которые демонстрируют снижение ВВП уже несколько кварталов кряду. Но в третьем квартале 2012 года реальный ВВП снизился на 1,3% г/г, и очевидно, остался отрицательным в четвертом квартале. 
 
Зато мы можем похвастаться рекордно низкими показателями инфляции. Годовой рост потребительских цен близок к нулю и остается таким уже более полугода. Это рекордно низкий уровень за последние 10 лет. Основных причин две. Первая, это обильный урожай основных сельхозтоваров: фруктов, овощей, сахара. Вторая – практически стабильные тарифы на коммунальные услуги, в частности, газ и отопление, несмотря на рост цены энергоносителей. 
 
Что это дает экономике? Если цены не растут, люди могут позволить себе больше покупок. Они это и делали. В прошлом году потребление росло быстрыми темпами, что поддержало экономическую активность. Без этого фактора падение ВВП было бы еще глубже.
 
В прошлом году произошло заметное увеличение бюджетного дефицита после нескольких лет последовательного сокращения этого показателя. По нашим оценкам, дефицит сектора госуправления (включает госбюджет, местные бюджеты и Пенсионный фонд) в 2012 году составил 3,7-4,0%  ВВП по сравнению с 2,7% в 2011-м. Рост дефицита был вызван существенным увеличением социальных выплат в преддверии парламентских выборов. При этом рост доходов бюджета замедлялся из-за слабой экономической активности. Несмотря на активные попытки властей увеличить сбор налогов, доходы государственного бюджета были ниже плана.
 
Увеличение дефицита бюджета – плохо это или хорошо? С одной стороны, хорошо, поскольку деньги получило население и часть из них потратило, что оказало поддержку потреблению и экономическому росту. То есть экономика получила стимул со стороны государства. Но с другой стороны, потребление приводит к росту импорта и способствует ухудшению внешнеторгового баланса, о котором поговорим позже. Кроме того, дефицит бюджета нужно финансировать. Поэтому правительство активно занимало как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
 
Финансируя дефицит бюджета, страна накапливает государственный долг. К счастью, уровень госдолга Украины особых беспокойств не вызывает. Он постепенно увеличивается, но находится на безопасном уровне в 37% относительно ВВП. Это гораздо ниже, чем в других развивающихся странах, не говоря уже о некоторых развитых экономиках.
 
Еще один рекорд 2012 года, но уже не заслуживающий похвал, это дефицит текущего счета (очень близок по значениям к дефициту внешней торговли, то есть к разнице между экспортом и импортом). В прошлом году этот показатель достиг рекордных 8% ВВП, побив «рекорд» 2008 года. Почему это произошло? Во-первых, потому что снижался спрос на украинский экспорт, в частности, ухудшилась ситуация  на мировом рынке стали. Во-вторых, подготовка к Евро-2012 и повышение социальных выплат стимулировали внутренний спрос, но не только на товары отечественного производства, а и на импорт. Проблема в том, что экономика недостаточно конкурентоспособна и очень много товаров мы импортируем. Поэтому обычно увеличение внутреннего спроса, с одной стороны, дает толчок экономическому росту, а, с другой – создает дисбалансы на валютном рынке: если импорт больше, чем экспорт, значит, нужно где-то брать валюту.
 
Среди позитивных моментов нужно отметить, что существенная часть дефицита текущего счета «покрывается» прямыми иностранными инвестициями. Как ни странно, их приток достаточно хороший: около 4,0% ВВП. Но есть маленький нюанс: большая часть пришла с Кипра, то есть это деньги, выведенные из Украины ранее. Если деньги возвращаются, это, в принципе, хорошо. Плохо только то, что некипрских инвестиций очень мало.
 
Прямые иностранные инвестиции хороши тем, что создают новые рабочие места и способствуют развитию внутреннего производства. У нас пока этого нет, и позитивная роль иностранных инвестиций сводится к компенсации части внешнеторгового дефицита.
 
Какие экономические вызовы у Украины в этом году?
 
1. Правительству и Нацбанку предстоят пиковые погашения валютного долга в объеме 9 млрд долларов США (включая кредиты МВФ из резервов НБУ и внутренний долг в иностранной валюте). В прошлом году эта нагрузка также была большой, но правительство с ней справилось за счет резервов Нацбанка и привлечения внутренних валютных облигаций. В этом году выплат больше, а резервов меньше.
 
2. Дефицит текущего счета. Если еще год или два назад он не представлял проблемы для национальной валюты, то сейчас мы достигли той точки, когда по этому показателю Украина уступает только двум странам  в регионе – Албании и Сербии, двум маленьким странам с большими проблемами.
 
3. Слабое доверие к национальной валюте. Спрос на наличную валюту очень высок. В прошлом году через наличный валютный рынок утекло 5,5 млрд долларов США, или 5% нашего ВВП. Причем спрос на наличку может изменяться в ту или иную сторону очень быстро, в течение нескольких дней, и создавать существенное давление на валютный рынок. Хотя степень давления еще не достигла кризисных уровней 2008 года, Нацбанку все равно приходится активно тратить свои резервы для поддержания курса гривны.
 
В прошлом году на поддержку курса и выплаты по валютным кредитам НБУ потратил 7 млрд долларов США. Его резервы снизились до 24,5 млрд долларов, но гораздо быстрее снижался такой важный показатель, как отношение резервов к месяцам импорта. Сейчас резервы НБУ покрывают 2,8 месяца импорта, это самый низкий уровень за последние 10 лет (еще один «рекорд» 2012 года) и ниже общепризнанного критического порога в три месяца.
 
Нацбанк пытался препятствовать девальвации гривны не только продажей резервов, но и с помощью жесткой монетарной политики, то есть изымая гривневую ликвидность из банковской системы. У банков было мало гривны, поэтому закупать валюту было не на что. Это помогло удержать курс, но ценой резкого роста кредитных ставок, которые в среднем по системе достигли 23% годовых. То есть, чтобы рассчитаться с такими кредитами, бизнесу нужно было работать с рентабельностью минимум 23% в год. Соответственно, кредитование практически остановилось и экономика перестала получать поддержку от банковской системы.
 
Кроме того, в ноябре 2012 года была введена серьезная административная мера, которая помогла стабилизировать валютный рынок: обязательная продажа 50% валютной выручки экспортерами. 
 
Хотя это оказало серьезную поддержку валютному рынку, ситуация в экономике не поменялась и вызовы остались: выплаты валютного долга, дефицит текущего счета, высокие девальвационные ожидания, и как следствие, утечка валюты через наличный рынок.
 
Что с этим всем можно сделать?
 
На выбор вариантов экономической политики в текущем году будут влиять несколько факторов. Один из них – отсутствие выборов. Это достаточно редкий случай для Украины. Обычно уже за год до выборов никакие реформы и непопулярные экономические меры не проводятся, сейчас же у нас есть «окно возможностей».
 
Также ощутимым ограничением для нас является слабый внешний спрос и простой на мировых рынках сырьевых товаров. Для нас важна в первую очередь сталь: с 2011-го наблюдается тенденция к снижению ее стоимости, и бума на сталелитейном рынке никто не ждет. Так же, как и на другой важный для нас товар – пшеницу, хотя этот рынок прогнозировать довольно трудно, поскольку он зависит от погодных условий в мире.
 
Что касается энергоносителей, от которых мы также сильно зависим, то мировые цены на нефть стабилизировались в районе $110 за баррель, а значит, цена на газ, импортируемый из России, останется на пиковом уровне – около $425 за тысячу кубометров.
 
При этом на внешних кредитных рынках наблюдается исключительно благоприятная ситуация. Несмотря на экономические дисбалансы, благодаря снижению стоимости денег в мире правительство может занимать в долг на внешних рынках по очень низким ставкам – около 6-7% годовых.
 
В данных условиях власти и будут делать выбор. Наиболее вероятные сценарии можно объединить в три группы.
 
1. Ничего не делать и надеяться на лучшее. Собственно, это самый простой план, который означает, что, как и в 2012 году, непопулярные реформы будут сведены к минимуму, валютный курс останется стабильным и будет поддерживаться за счет резервов НБУ и, возможно, с помощью новых административных мер. Вероятность  успешного разрешения накопившихся проблем в экономике невелика, но она есть, и может реализоваться при благоприятном стечении обстоятельств, таких как высокая ликвидность на внешних кредитных рынках, рост мировых цен  на сталь и/или снижение мировых цен на нефть. Главный риск состоит в том, что внешний шок может спровоцировать кризисную ситуацию. И вероятность такого неблагоприятного исхода гораздо больше, чем благоприятного.
 
2. Пересмотреть газовый контракт с Россией. Согласно текущему газовому соглашению, цена на импортируемый газ для Украины (с учетом доставки) является одной из наивысших в Европе. Снижение цены помогло бы существенно уменьшить дефицит текущего счета и улучшить ситуацию на валютном рынке. Загвоздка в том, что в обмен на пересмотр газового контракта Россия ожидает от Украины присоединения к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Хотя снижение цены на газ принесет ощутимые краткосрочные улучшения в экономике, само по себе присоединение к Таможенному союзу не несет существенных дополнительных экономических выгод. По крайней мере, судя по опыту Казахстана и Белоруссии. Что касается долгосрочной перспективы, то, по моему мнению, нынешняя высокая цена на газ принесет Украине выгоды в долгосрочной перспективе. Не будь у нас такой высокой цены, мы никогда не задумались бы об улучшении энергоэффективности. Для экономики гораздо выгоднее развивать альтернативную энергетику, вместо того чтобы идти на поводу у большой страны-энергопоставщика.
 
3. Заключить новое кредитное соглашение с МВФ. В первую очередь это дает нам доступ к дешевым и объемным денежным ресурсам. Кроме того, то, что руководство страны предпринимает меры для оздоровления экономики – хороший сигнал для мировых финансовых рынков, а значит, позволит правительству занимать на внешних рынках, даже если ситуация на них ухудшится. Требования МВФ сводятся к трем пунктам: повысить тарифы на газ для населения (они сейчас намного ниже импортной цены), снизить дефицит бюджета и начать изменения в валютно-курсовой политике, в частности, постепенно отказываться от привязки гривны к доллару.
 
От выбранного варианта будет зависеть развитие экономической ситуации в 2013 году, а также прогноз макроэкономических показателей. Мне кажется наиболее вероятным именно третий вариант. Долго тянуть с текущей экономической политикой будет сложно и достаточно рискованно, а новое газовое соглашение подразумевает вступление в Таможенный союз, что несет долгосрочные риски, в том числе и в геополитической плоскости. Поэтому, думаю, соглашение с МВФ о новой кредитной программе все-таки будет подписано. Хотя  этому, скорее всего, будут предшествовать несколько раундов переговоров, а значит, период неопределенности еще продолжится некоторое время.
 
Источник: Forbes.ua
Опубликовано: 30.01.2013 
LiveZilla Live Chat Software